Сергей
Иванович Щукин
Происходил
род Щукиных из старорусского города Боровска. В Москве семья обосновалась
в конце XVIII в. и через полвека достигла коммерческого успеха,
известности и высокого общественного положения. Родственные и дружеские
узы связывали семью со многими знаменитыми предпринимателями – Боткиными,
Третьяковыми, Солдатенковыми - , которые были коллекционерами. Не
удивительно, что и Щукины отдали дань собирательству. Удивительно
другое – выдающуюся роль в русской культуре было суждено сыграть
именно тому из них, кто добился наибольших успехов и как деловой
человек. Это относится и к семье Щукиных, и к семье Морозовых.
Щукины коллекционировали фотографии и литографии знаменитостей,
ценные книги, восточное искусство, старинную русскую утварь, живопись
старых европейских мастеров. «Все Щукины собирали не только для
себя, но и для того, чтобы одарить собранным родную страну, родной
город поистине королевскими дарами. Какая прекрасная затея … которая
лучше, чем кто – либо, говорит об исключительных духовных силах,
о каком – то удивительном патриотизме именитого московского купечества».
– писал художник и историк А. Бенца.
Сергею Ивановичу Щукину суждено было прославить старинный род боровских
купцов не только в России, но и на всю Европу. В середине 90х годов
он открыл для себя импрессионистов. Начинал он как обыкновенный
любитель, но вскоре превратился в признанного знатока, безошибочно
выбирая все самое лучшее и новое, что появлялось во французской
живописи. С 1898 по 1906 гг. он купил одиннадцать картин Клода Моне.
Среди них знаменитый «Завтрак на траве», «Руанский собор в полдень»
и т.д. Щукина увлекало все необычное. Отдав дань импрессионизму,
он устремился к постимпрессионизму Сезанна, Ван Гога, Гогена, кубизму
Пикассо. С. Щукин дружил с знаменитым Матиссом. Это был союз коллекционера
и художника.Щукин заказал Матиссу картины для особняка на Знаменке.
Так появляются в Москве «Красная комната», «Танец», «Музыка». Однажды
открыв для себя Матисса, Щукин до конца дней остается его верным
поклонником.
Если даже в Париже появление картин Матисса, Дерена, Пикассо нередко
сопровождалось скандальной критикой, то в России приобретения Щукина
вызывали глубокий шок. Требовалось большое мужество, чтобы покупать
и пропагандировать новое искусство. Щукинская коллекция вызвала
множество пересудов и даже насмешек. На него смотрели как на безумного,
который швыряет деньги в окно и дает облапошивать себя парижским
жуликам. Щукин не обращал на эти вопли никакого внимания и руководствовался
собственными ощущениями.
Картин становилось все больше и Сергей Иванович решил превратить
коллекцию в подлинный музей. Музей был открыт по воскресеньям. Сам
хозяин в дни посещений публики непременно присутствовал среди зрителей.
Он присушивался к суждениям о полотнах Пикассо или Матисса, сам
вмешивался в дебаты. Его радовали не только проявления восторга
у зрителей, он с удовольствием отвечал и на нападки, давая художникам
собственные и очень меткие характеристики.
По завещанию коллекция С.И. Щукина должна была отойти Третьяковской
галерее. Летом 1918 г. Щукин с семьей вынужден покинуть Россию.
Он эмигрирует во Францию, стесненные средства не позволяют ему вновь
отдаться своему увлечению. В конце 20х годов, когда большевики попытались
организовать всемирную распродажу российских художественных коллекций,
в судах Европы начались процессы о собственности на эти предметы
искусства. На вопрос адвокатов, не хочет ли он судебным порядком
вызволить свою коллекцию, С.И. Щукин ответил: «Я собирал не только
и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы
на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там». |
|