Меценаты в России 
Содержание 


Сергей Иванович Щукин
С.И. ЩукинПроисходил род Щукиных из старорусского города Боровска. В Москве семья обосновалась в конце XVIII в. и через полвека достигла коммерческого успеха, известности и высокого общественного положения. Родственные и дружеские узы связывали семью со многими знаменитыми предпринимателями – Боткиными, Третьяковыми, Солдатенковыми - , которые были коллекционерами. Не удивительно, что и Щукины отдали дань собирательству. Удивительно другое – выдающуюся роль в русской культуре было суждено сыграть именно тому из них, кто добился наибольших успехов и как деловой человек. Это относится и к семье Щукиных, и к семье Морозовых.
Щукины коллекционировали фотографии и литографии знаменитостей, ценные книги, восточное искусство, старинную русскую утварь, живопись старых европейских мастеров. «Все Щукины собирали не только для себя, но и для того, чтобы одарить собранным родную страну, родной город поистине королевскими дарами. Какая прекрасная затея … которая лучше, чем кто – либо, говорит об исключительных духовных силах, о каком – то удивительном патриотизме именитого московского купечества». – писал художник и историк А. Бенца.
Сергею Ивановичу Щукину суждено было прославить старинный род боровских купцов не только в России, но и на всю Европу. В середине 90х годов он открыл для себя импрессионистов. Начинал он как обыкновенный любитель, но вскоре превратился в признанного знатока, безошибочно выбирая все самое лучшее и новое, что появлялось во французской живописи. С 1898 по 1906 гг. он купил одиннадцать картин Клода Моне. Среди них знаменитый «Завтрак на траве», «Руанский собор в полдень» и т.д. Щукина увлекало все необычное. Отдав дань импрессионизму, он устремился к постимпрессионизму Сезанна, Ван Гога, Гогена, кубизму Пикассо. С. Щукин дружил с знаменитым Матиссом. Это был союз коллекционера и художника.Щукин заказал Матиссу картины для особняка на Знаменке. Так появляются в Москве «Красная комната», «Танец», «Музыка». Однажды открыв для себя Матисса, Щукин до конца дней остается его верным поклонником.
Если даже в Париже появление картин Матисса, Дерена, Пикассо нередко сопровождалось скандальной критикой, то в России приобретения Щукина вызывали глубокий шок. Требовалось большое мужество, чтобы покупать и пропагандировать новое искусство. Щукинская коллекция вызвала множество пересудов и даже насмешек. На него смотрели как на безумного, который швыряет деньги в окно и дает облапошивать себя парижским жуликам. Щукин не обращал на эти вопли никакого внимания и руководствовался собственными ощущениями.
Картин становилось все больше и Сергей Иванович решил превратить коллекцию в подлинный музей. Музей был открыт по воскресеньям. Сам хозяин в дни посещений публики непременно присутствовал среди зрителей. Он присушивался к суждениям о полотнах Пикассо или Матисса, сам вмешивался в дебаты. Его радовали не только проявления восторга у зрителей, он с удовольствием отвечал и на нападки, давая художникам собственные и очень меткие характеристики.
По завещанию коллекция С.И. Щукина должна была отойти Третьяковской галерее. Летом 1918 г. Щукин с семьей вынужден покинуть Россию. Он эмигрирует во Францию, стесненные средства не позволяют ему вновь отдаться своему увлечению. В конце 20х годов, когда большевики попытались организовать всемирную распродажу российских художественных коллекций, в судах Европы начались процессы о собственности на эти предметы искусства. На вопрос адвокатов, не хочет ли он судебным порядком вызволить свою коллекцию, С.И. Щукин ответил: «Я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

 
Моне "Завтрак на траве"
Моне "Руанский собор в полдень"
Матисс "Красная комната"
Матисс "Танец"
Матисс "Музыка"

Источники:

 


Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы