Просвещение в Европе 
Содержание 


Просвещение в Европе
Просвещение - прогрессивное идейно-культурное течение XVIII века, ознаменовавшее переход от феодализма к капитализму; послужило идеологической подготовкой ряда буржуазных революций; вобрало в себя широкий круг проблем, достижений; определялось национальными, историческими особенностями стран.
Родина Просвещения - Англия. По уровню экономического развития она опережала другие страны Европы. Несмотря на ряд недостатков, английское политическое устройство представляло несравненно больше свободы, чем строй какой- либо другой страны. Уже в XVIII в. в Англии стремительно расширяется рынок газет, книг, произведений искусства; творцы освобождаются от унизительной государственной, церковной зависимости. В последней четверти XVIII в. в Лондоне и других крупных городах страны бурлит литературная жизнь, в кофейнях собираются политики, художники, писатели, офицеры, учёные. Они ведут дебаты по вопросам войны, театра, религии, политического выбора. Печатные тексты пользуются популярностью: ежедневно публикуется до 14000 экземпляров. Каждый джентльмен читал по утрам журнал за чашкой кофе или чая. Иногда прессу выписывали обществом. Печатные издания отправлялись в деревни, в английские колонии, за границу.
Английские просветители не проявляли склонности к теоретизированию, предпочитали лёгкие подвижные жанры. Английский политический писатель Даниель Дефо в своём «Опыте о проектах» предлагает устроить обширную банковскую систему, чтобы облегчить обмен; доказывает необходимость улучшения дорог и устройства приютов для умалишённых. Позже, за резкость и злую сатиру Дефо осудили на выставление к позорному столбу, но народ забросал его цветами и венками. Примечательно, через год новый министр освободил Даниеля Дефо из заключения, чтобы воспользоваться его литературным даром для поддержки дел политических. Дефо послали в Шотландию, чтобы устроить унию этой страны с Англией.
К этой эпохе принадлежит писатель Джонатан Свифт. Свифт прошёл богословскую карьеру, но желал играть ведущую роль в государственной жизни. Он поддерживал католиков в Ирландии, призывал их быть свободными как их братья в Англии. В «Путешествии Гулливера» Свифт изображает человеческий мир, политику, общество, семью, церковь в карикатуре ( в виде отношений пигмеев, затем жестоких великанов).
Одним из самых ярких представителей английского Просвещения можно считать Джона Локка. Он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние общества (полной свободы и равенства). Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора. Государство не должно покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк разработал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную; принцип законности. В политическом строе Англии воплотились и другие идеи Просвещения: представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности, идея разумного эгоизма.
Просветители во многом преуспели в стремлении привить широким слоям населения Англии свои ценности и идеалы. Англия оказалась островком стабильности, сумевшим избежать революций и гражданских войн. Общие ценности, этика политического компромисса оказались надёжным средством умиротворения общества, чем принудительная дисциплина. В этом заключается один из основных уроков английского Просвещения.
Просвещение в Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный потенциал, которым располагали в середине XVIII в. университеты Эдинбурга, Глазго и Абердина. Философ, экономист, историк Дэвид Юм рассуждал о судьбе Шотландии, о сохранении культурных традиций в едином британском государстве. Общество должно развиваться в условиях политической стабильности. Залог стабильности - многообразие взглядов и убеждений граждан, обусловленное их индивидуальным опытом. Юм был секретарём философского общества в Эдинбурге, а одним из членов – философ и экономист Адам Смит. Благодаря Смиту, шотландское Просвещение поставило новый вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятельности. Главным из них учёный считает своекорыстный интерес. Но преследовать его человек может, лишь оказывая услуги другим людям. Поэтому каждый отдельный человек, хотя и заботиться только о своих интересах, невольно содействует общественной пользе.
Общественно- политическая жизнь Франции XVIII в. отличалась большой инерцией привычек и традиций. Влиятельные слои общества сопротивлялись новым веяниям. Поэтому во Франции просветители не имели такого влияния в обществе, как в Англии и Шотландии, где цели и идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Большинство деятелей Просвещения во Франции подвергались преследованиям за свои убеждения. Католическая церковь не допускала отступления от догматов вероучения, исключала возможность компромисса, какой сложился между английской церковью и Просвещением. Это заставляло просветителей облекать свои мысли в оболочку абстрактных теорий; порождало в их среде радикальные настроения. Десятилетия бесплодной оппозиции вызвали глубокое разочарование просветителей. Среди них усилилось стремление к переоценке ценностей, что повлекло размежевание. На самом деле многие из французских просветителей в своих воззрениях не шли дальше английского Просвещения. Вслед за Локком идею разделения властей разрабатывал Шарль Монтескье. Только при разделении властей может быть обеспечена истинная свобода: законодательная власть должна быть в руках народных представителей, исполнительная- в руках наследственного монарха, судебная- выборных судей. Монтескье происходил из парламентской среды и признавал права и преимущества высших классов.
Одним из выдающихся философов был Вольтер (Франсуа Мари Аруэ). По его мнению самое ценное в человеке- критическая мысль, самое важное для общества- умственная свобода.
Однако истинное просвещение- удел немногих, только избранного общества. Вольтер жалеет тёмный люд, осуждает крепостное право и произвол аристократов, но боится толпы и презирает простой народ. Установление умственной свободы Вольтер ждёт от просвещённого гуманного государя.
В середине XVIII в. последователи Вольтера и Монтескье задумали огромное предприятие- написание и издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств, ремёсел». Общая идея Энциклопедии выражена во вступительной статье Даламбера: учёный предостерегал от преклонения перед авторитетами и ставил на первое место самостоятельное исследование и критику во всех вопросах знания. Французские просветители стали сторонниками материализма и атеизма. Они учили, что основное свойство материи - движение, а понятие о боге не есть врождённое понятие. Гельвеций в своей книге «О духе», осуждённой в Париже на сожжение, излагал взгляд, что нравственность должна быть построена не на богословии, а на опыте: основа поступков людей - чувство самосохранения, желание испытывать приятное и избегать неприятностей; характеры людей – результат внешнего воздействия, воспитания, общественного порядка. Хорошие законы создают добродетельных людей.
До 70-х и 80-х годов XVIII в. никому не приходило в голову заявлять о правах народа, о его прямом участии в решении своей судьбы. В 1760 г. Вольтер напечатал «Завещание» сельского священника Мелье, покончившего самоубийством за 30 лет до того. Мелье свела в могилу неудачная защита местных крестьян от обидевшего их сеньора. В завещании автор протестовал против неравенства, против притеснения неимущих людей и призывал их взяться за оружие, изгнать тиранов, заменить их хорошими правителями. Жан-Жак Руссо происходил из кругов мелкой буржуазии. Руссо считал, что разделение труда, частная собственность, равно как и наука, искусство способствуют порче нравов. Чтобы возродить утраченные добродетели, необходимо установить народовластие. Низы общества меньше всего подверглись пагубному воздействию цивилизации; Руссо оправдывал революционную диктатуру.
Французское Просвещение - уникальная лаборатория человеческой мысли. Именно там истоки многих основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма, повлиявших на мировое развитие в XIX- XX вв.
Просвещение в Германии обязано французской культуре, французским просветительским идеям. Немецкое просвещение носило преимущественно теоретический характер, но нередко получало импульсы со стороны правящих кругов и воплощалось на практике. В Пруссии просветители не только разработали важную реформу, но и добились осуществления её. В результате была расширена сеть начальных школ и создана система профессионального обучения ремёслам, сельскому хозяйству, торговле и государственной службе. Наиболее известным просветителем в Германии можно назвать Иммануила Канта. Особенно значителен его вклад в разработку концепции правового государства. Назначение последнего - поддержание режима справедливости между людьми; гражданами такого государства являются морально полноценные люди, которые не нуждаются в опеке со стороны. Кант допускал, что при любой форме правления часть граждан будет недовольна политикой правительства, будет стремиться её изменить. Но их действия не должны нарушать законы, разрушать государство. Кант обосновал правовые формы и методы борьбы за изменение государственного и общественного строя (реформы, ненасилие). Оригинальностью отличалась этическая концепция Канта: личность- самоцель общественной организации, она не подчиняется интересам государства.
Французская революция и общественно- политические события рубежа XVIII-XIX вв. в Европе похоронили веру просветителей в возможность постепенного ненасильственного прогресса. Цели, идеалы, последствия Просвещения были подвергнуты критике. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову над вопросом: в чём же заключалось его историческое предназначение?

Источники:


Университет Гейдельберга
В этом номере хотим рассказать о старейшем в Германии университете им. Рупрехта и Карла в Гейдельберге. В середине XIV в. пфальцграф Рупрехт Рейнский решил основать духовный центр и собрать в его стенах лучших иностранных ученых и мыслителей. Так родился Гейдельбергский университет. Первые профессора приехали из Праги и Парижа, а директором стал голландец Марсилиум фон Инген. Университет был основан с благословения римской церкви, но в XVI в. испытал влияние идей Реформации.В Гейдельберге пытался проповедовать свое учение Мартин Лютер, но неудачно. Но когда к власти пришел в 1556 г. курфюрст Отгенрих. Приверженец лютеранской церкви, университет превратился в евангельскую высшую школу. Так начался стремительный взлет Гейдельбергского университета. Преподавать в нем считали за честь величайшие умы Европы и это притягивало в университет студентов из самых дальних стран. Расцвет продолжался до 1618 г. – пока не началась Тринадцатилетняя война. Не раз студентам и профессорам приходилось прерывать учебу, а особенно был нанесен тяжелый удар, когда весь университетский фонд всемирно известная “Bibliotheca Palatina” – был захвачен и вывезен в Рим. В 1693 г. французские войска разрушили весь комплекс зданий университета и его пришлось закрыть. Долгожданные перемены пришли в 1803 г., когда г. Гейдельберг был подчинен землеБаден, а университет был преобразован в финансируемое государством учебное заведение и переименован в Университете имени Рупрехта и Карла. В аудиториях повеяло свежим ветром. Здесь преподавал Гегель, последний и величайший представитель немецкого идеализма. Возникшая в Гейдельберге школа политической истории пользовалась авторитетом во всей Европе. Юридический факультет стал самым престижным в Германии. Звездный час переживали не только гуманитарные науки, но и естественные. Ученые говорили об особом новаторском, междисциплинарном подходе в наукe. В XIXв. на родину вернулась и университетская библиотека. Сейчас ее фонд насчитывает 2,6 млн. томов, 6 тыс. из них – ценнейшие рукописи.
Период расцвета Гейдельберга закончился после первой мировой войны, а во время «третьего рейха» над университетом нависла угроза вымирания. Он получил дурную славу «коричневого университета» и множество профессоров и студентов по политическим и расовым причинам из него были изгнаны. После второй мировой войны философ Карл Ясперс разработал новый устав, в котором было записано: высшая школа должна «служить вечно живому духу истины, справедливости и гуманности». В 1969 г. пришло время реформ. Изначально в университете было четыре факультета: теологический, правовой, медицинский и философский. Сейчас здесь 16 факультетов. Особенное внимание в Гейдельберге всегда уделялось медицине. Из среды университетских медиков вышли два нобелевских лауреата: Альбрехт Коссель (1910) и Фриц Майерхоф (1922 г.) Здесь же расположен Центр по изучению опухолей. В Гейдельберге хотят учиться многие молодые люди из разных стран, несмотря на жилищную проблему в городе. Она с лихвой компенсируется качеством обучения и неповторимым духом старого города. По одну сторону – река Неккар с бесконечными идиллическими тропинками по ее берегам, по другую – живописная гора Кенигсштуль, на склонах которой немало местечек для уютного отдыха.

Источники:


Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы