Просвещение в Европе 
Содержание 


Оксфорд
ОксфордКогда поезд подъезжает к Оксфорду, взору открывается великолепный вид — многочисленные башни, башенки и шпили, утопающие в зелени холмов. Сам город невелик. Всего за двадцать пять минут можно пешком дойти до вокзала до центра и, миновав главную улицу, оказаться на мосту через Темзу, которая отделяет старый город от современных окраин. По дороге вы встретите немало причудливых каменных зданий в разных стилях — классическом, средневековом и даже эпохи Возрождения. Простые невысокие дома с магазинчиками на первом этаже теснятся возле величественных строений с арками, ведущими в старинные дворы. Тот, кто никогда не бывал в Оксфорде, наверняка станет спрашивать дорогу «к университету». На этот простой, казалось бы, вопрос не так-то легко ответить: ведь разбросанные по всему городу библиотеки, лекционные помещения, ботанические сады — все это и есть знаменитый Оксфордский университет, и невозможно определить, где располагается его «центр». Другое дело, если вы точно знаете, какой именно колледж вам нужен. Тогда вас тут же направят по конкретному адресу, и выяснится, что те самые арки в просторные внутренние дворы и есть «ворота» на территорию колледжей.
Оксфордский университет, как и Кембриджский, уникален. Он до сих пор сохранил средневековое устройство, хотя почти все остальные британские университеты по своей структуре похожи на российские: это обычная иерархия, на вершине которой — вице-канцлер (ректор), имеющий при себе некий коллегиальный орган управления. Во главе факультетов стоят деканы, а кафедрами управляют профессора. Только в Оксфорде и Кембридже все по-иному.
Оксфорд — это своего рода федерация автономных республик-колледжей с общей внешней политикой, определяющей отношения с правительством и другими университетами, общим бюджетом, складывающимся из государственных субсидий и прочих источников, общей системой ценностей и правилами, касающимися научно-исследовательской работы, обучения студентов и аспирантов. И в то же время каждая республика яростно отстаивает свою независимость, имеет собственные фонды, собственных студентов, собственные планы и интересы.
Но самое главное, пожалуй, то, что в университете и его колледжах царит подлинная демократия. Каждые четыре года 3200 преподавателей выбирают вице-канцлера, который не может переизбираться на новый срок.
Кроме того, ежегодно происходят выборы администрации, факультетских и библиотечных комитетов. В «своих» колледжах они сообща решают вопросы о приеме новых преподавателей и научных сотрудников, проводят вступительные экзамены для абитуриентов, занимаются финансовыми вопросами и выполняют множество других обязанностей. Таким образом получается, что какого-либо одного «начальника» в колледже нет, зато почти каждый помогает управлять и всем университетом, и своим колледжем.
Никто не знает точно, когда и с чего «начался» Оксфордский университет. Известно только, что лекции здесь читали уже в начале XII века. В XIII в. в Оксфорд, как и Кембридж, был интеллектуальным центром Английского королевства. Уровень грамотности населения здесь был высок: в городе обитало немало людей, сведущих в философии и теологии. В 1822 г. английский король Генрих III стал обращаться с письмами к ученым европейских университетов, выходцам из Англии, с настоятельными предложениями вернуться на родину.
Забота английского короля о развитии культуры своего государства имела успех: многие ученые вернулись в Англию. Студенты — в основном молодые люди не старше 20 лет — жили там, где могли устроиться, и нередко учиняли потасовки с горожанами. Наставлявшие студентов ученые мужи держались сообща и, когда им удавалось собрать деньги, строили себе жилища по образу и подобию монастырей. С XV века и по сей день многие студенты живут в колледжах бок о бок с учителями. Самому старому зданию университета почти семьсот лет, но при этом Оксфорд отнюдь не музей — во всех его древних постройках живут и работают люди.
Как живется оксфордскому студенту? Как и все британские университеты, Оксфорд — государственное учебное заведение. Его студенты отбираются по результатам либо общенациональных экзаменов, либо специальных вступительных экзаменов, которые сдаются непосредственно в оксфордских колледжах.
Прошедшие по конкурсу попадают в тот колледж, куда подавали заявления. Он становится их домом на три года (обычный срок для степени бакалавра) или дольше, если они намерены получить следующую ученую степень.
Обучение ведется в непринужденной обстановке и индивидуально: обычно студент один час в неделю общается со своим преподавателем, которого, впрочем, уместнее назвать «наставником». Преподаватели в Оксфорде работают гораздо больше, чем их коллеги в других странах, в том числе и в России. Нужно ли удивляться, что к концу семестра они страшно устают, несмотря на все преимущества оксфордской системы.
Одна из традиционных форм обучения выглядит так. Студент приносит своему наставнику письменную работу (предполагается, что она есть «плод серьезной подготовки и напряженных размышлений»), что и составляет основу для дальнейшего диалога, обоснования своей точки зрения, раскрытия идей и методов. В конце часовой беседы студент получает новую тему и список литературы, который может пригодиться при подготовке. Конечно, у студентов, изучающих естественные науки, иная ситуация — они целые дни проводят в лабораториях. Другие формы обучения — университетские лекции и семинары — обычно факультативны.
Лекторы, пользующиеся популярностью, собирают порой полнуюПреподаватели Оксфорда аудиторию студентов самых разных специальностей; к иным же ходят всего два-три преданных студента. Так что теоретически, если студент быстро читает, пишет и схватывает все на лету, он может просиживать в студенческом клубе, пробовать себя на сцене студенческого театра или в оркестре, спорить, пить, принимать гостей. По крайней мере выговоров ему никто делать не станет: Но это лишь теоретически, на деле же большинство студентов Оксфорда с удовольствием и помногу учатся, а самые добросовестные могут просиживать ночи напролет над очередным письменным заданием, обмотав голову мокрым полотенцем. Ведь когда истекут три года, им предстоит серьезное испытание — выпускные экзамены.
На этот случай «жертвы» храма науки обязаны одеться в черное и белое — старомодный обычай, который, может быть, отчасти помогает успокоить нервы. Студенты набиваются в огромный холодный экзаменационный корпус и три часа испещряют бумагу красивыми словами о полузабытых или внезапно вылетевших из головы предметах. После обеда они собираются опять, чтобы провести еще три часа за тем же занятием. После четырех-пяти дней такой пытки, пошатываясь от изнеможения, они выходят на волю и, щурясь от солнечного света, отправляются веселиться. Для всех это поистине грандиозный праздник.
Что же касается аспирантов, то они, конечно, заняты в основном своими диссертациями и целыми днями просиживают в библиотеках — либо своего колледжа, либо в общеуниверситетской (Бодлеанской) библиотеке, обладающей богатейшим книжным фондом, собранным за 400 лет. Эта одна из крупнейших библиотек в Британии, но до самого последнего времени ее каталог был составлен весьма примитивно: в виде карточек с библиографическими данными, наклеенных на страницы гигантских обтянутых кожей старинных учетных книг отнюдь не в строгом алфавитном порядке. К счастью, в Англии всегда варили надежный клей, так что все эти рукописные листочки, которым нередко по три-четыре сотни лет, и по сей день на своем месте. Недавно началась компьютеризация всех библиотечных каталогов в Оксфорде. Кое-кто из университетских старейшин был немало обеспокоен этим — а вдруг это предательский шаг в сторону централизации «автономных республик» — колледжей?! Однако аспирантам ясно, что скоро уже невозможно будет отыскать нужную книгу среди миллионов томов, рассеянных по сотне с лишним библиотек и библиотечек. Конечно, понимают это и старожилы, — но так уж повелось, что по всякому спорному вопросу в Оксфорде можно придерживаться сразу двух противоположных взглядов.

Источники:

 


Средневековые студенты
В средневековом городе просить милостыню обычно разрешалось только членам цеха нищих. В дальнейшем это право было предоставлено нуждающимся студентам, которые по вечерам пели под окнами, получая за это продукты и другие пожертвования.
При этом успех имели отнюдь не те студенты, которые обладали музыкальным слухом и хорошим голосом.
Сумму скорее всех набивали такие певцы, которые своим истошным голосом способны были сорвать с постелей мирно спавших горожан и заставить их поспешно откупиться от непрошеного концерта снедью, брошенной из окна.
В 1522 г. совет немецкого города Аугсбурга даже вынес постановление: «Дабы избавить достопочтенных горожан нашего славного города от несносного воя школяров под окнами их домов, предусмотреть, чтобы граждане заранее вносили свои пожертвования на студентов специальному уполномоченному и получали от него прикрепленный к дому особый жетон, увидя который студенты проходили бы мимо. Те же, кто не пожелает вносить свои пожертвования указанным образом, могут давать школярам милостыню прежним способом».

Источники:

  • статья по материалам ;

Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы