Традиции 
Содержание 


Феномен русской бани
Внешний вид русской бани известен каждому: небольшой деревянный сруб с печью — каменкой, ступенчатымБ.М. Кустодиев "Русская Венера" 1926 г. Х. м. 200*175 полком, крошечным дымовым оконцем и предбанником. Но не все догадываются, что такой облик мовница (баня) приобрела не сразу. Сначала появилась баня-землянка. Самое раннее ее описание оставил нам арабский путешественник начала X века Ибн-Руста: «В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются они со всем семейством, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни на огне докрасна. Когда же камни раскалятся до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают даже одежду».
Традиционная деревянная баня в новгородских землях существовала уже в XI-XII веках. В Южной же Руси (территория современной Украины) бани в древности вообще отсутствовали. Там омовение и все сопряженные с ним обряды осуществлялись прямо у домашней печи. Не случайно летописец - киевлянин с иронией рисовал чуждый ему северный обычай: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водою студеною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не мученье».
Приведенное описание автор «Повести временных лет» для верности вложил в уста апостола Андрея, который, по преданию, проезжал в библейские времена через область новгородских словен «и, видев живущих тут людей и их обычай мыться и хлестаться, удивился им».
Что же так поразило христианского первоучителя? Ведь бани — термы были известны со времен Троянской войны и пользовались огромной популярностью. Более того, «в Греции издавна был обычай строить бани при церквах, в церковных оградах, чтобы люди, входившие в храм, особенно для принятия святого причащения, предварительно вымывались в бане и входили в храм в возможной чистоте». Такие бани при храмах строились и на Руси. Во всяком случае, летописец, составлявший свой рассказ на рубеже XI и XII веков, не мог не знать о «строении банном каменном», которое воздвиг в 1090 году при церкви св.Андрея в Переславле епископ Ефрем.
Дело в том, что русская парная баня сильно отличалась от античных терм, в которых потение достигалось благодаря сухому воздуху, нагретому через протапливаемые снаружи стены. В русской же парной использовался влажный пар, получившийся в результате соприкосновения воды с раскаленной печью. Такой способ обогрева позволял достигать очень высоких температур, на несколько порядков превосходящих жар в термах. Именно в этом тепловом режиме, сменявшемся холодными обливаниями, видели иностранцы «превосходство бань российских перед бывшими издревле у греков и римлян и перед находящимися ныне во употреблении у турков, как для сохранения здравия, так и для излечения от многих болезней».
Конечно, русичи чаще всего использовали баню для оздоровительных процедур. Но убежденность в целительной силе парения покоилась вовсе не на научных знаниях. В основе ее лежали древнейшие представления о том, что все в мире развивается путем целой цепи перерождений. Причем каждое звено этой цепи состоит из двух частей: смерти и возрождения.
Так, например, если человек хотел избавиться от какой-нибудь болезни, ему предстояло сперва понарошку умереть, потому что после смерти тело как бы разлагалось на составные элементы: кости, мышцы и хворь.
После обмывания водой и определенных магических действий части снова складывались вместе, но уже без «лишних деталей», и человек становился совершенно здоров.
Почему же для проведения подобных процедур выбрали банное пространство? Это объясняется своеобразной точкой зрения обитателей Восточной Европы на происхождение людей. У славян распространен миф о сотворении первого человека из божьего пота. Один из его вариантов донесла до нас начальная русская летопись в рассказе об учении ярославских волхвов под 1071 годом: «Мылся Бог в бане, вытерся ветошкой и бросил ее на землю. И заспорил Сатана с Богом, кому из нее сотворить человека, и сотворил дьявол тело человека, а Бог душу в него вложил».
Особенно же важным представлялось ежегодное парение в банях с травами в ночь на Ивана Купалу. Этот праздник сопровождался множеством обрядов, символизировавших переход из одного временного периода в другой. Когда - то люди полагали, что любые изменения происходят не путем постепенной смены явлений, а в результате резкого скачка. Именно такое событие повторялось каждый год в конце июня, в момент летнего солнцеворота. Для того чтобы переместиться вместе со всей природой из «светлой» половинки года в «темную», русский люд, помимо прочего, в ночь на 23 июня прыгал через костры, купался в реках и парился в банях. Купальские банные веники с осевшими на них следами прошлой жизни бросали в проточную воду, которая и уносила их в небытие, очищая дорогу грядущему.
Для пращуров нынешних россиян баня была тем сакральным местом, где судьба человеческая претерпевала самые невероятные изменения. Ведь именно в бане происходило соединение и взаимное усиление, по крайней мере, двух стихий, считавшихся священными у большинства древних народов, — воды и огня.
Важные русские обряды включали посещение бани и парение. Самые известные из них родинные (рождение ребенка), свадебные, похоронные обряды. Как правило, посещения бани сопровождались раздачей пищи, звуками сурн и труб, а позже дьяческим пением, иногда и забавами скоморохов. Банными ритуалами не пренебрегали и царствующие особы. Однако, к концу XVIII века любовь к бане царей из дома Романовых стала ограничиваться и, в конце концов, исчезла из царского быта навсегда. Россия вступала в новую эпоху, в которой не оставалось места дедовским обычаям. Но никакими указами нельзя было изменить устоявшийся быт русского обывателя.
Несмотря не затраты, простое население сумело сохранить правила посещения бань и банные обряды. И как в былые времена, отправлялись туда роженицы в надежде обрести наследника. И звучали мелодии старинных инструментов на свадьбах. Древние банные обряды в полной мере дожили в деревнях до начала XX века.
После революции значение бани постепенно стало забываться. И нынче лишь в глухих уголках российской глубинки можно услышать рассказы о таинственных и чудесных явлениях, связанных с баней. Но как место очистительных и оздоровительных для души и тела омовений древняя паруша по сей день сохраняет свою привлекательность для русского человека.

Источники:


Банный день в эпоху Ренессанса
Открываем кран, наполняем ванну. Чистота, здоровье, приятное занятие. Между тем купание в былые времена означало нечто большее: возвращение к жизни. Омовение тела символизировало возрождение человека приобщение к духовным таинствам, очищение от грехов. Но распространение общедоступных бань сопровождалось резким падением нравов и совместные купание христианская церковь осудила. Воду же заменили благовония и кремы. И только в средние века люди вернулись к забытой традиции.
Великолепие и роскошь античных бань
В Египте купание было ежедневной привычкой, а жрецы совершали этот ритуал трижды в день и дважды в ночь. Ассирийцы оставили после себя многочисленные каналы и акведуки. В Малой Азии найдены следы первых общественных бань, изысканно отделанных. Одержав победу над персами, Александр македонский дивился великолепию водопроводов, ваз и благовоний в царских банях.
Термы Каракаллы. Реконструкция главного входаГреки с незапамятных времен наслаждались горячей водой. Бани они посещали иногда по — нескольку раз на день. Рабыни, несли за господами целые корзины масел, мазей, губок и специальных скребков для удаления пота. Молодежь проводила в банях долгие часы, поскольку купания составляли часть обязательной школьной программы и служили физической закалкой. Здесь же проходили философские диспуты. В Риме в банях тоже обменивались новостями, спорили, сплетничали. Эти сооружения были предметом особой гордости. Их владельцы так усердствовали, что иные ванны больше напоминали дворцы, декорированные мозаикой, драгоценными камнями, скульптурами. Ванные делали из серебра и порфира.
В 441 г. стали открываться публичные бани. Эта новая форма общественного досуга привилась и очень быстро расшатала нравственные устои римлян. Но христиане, особенно первых поколений, неохотно расставались с языческой традиций, Святой Августин разрешал теплую ванну только раз в месяц. Сам же купался однажды, когда посчитал это абсолютно неизбежным: чтобы смягчить страдания после смерти матери. Из летописей дошло: в 395 г. в Тебаиде существовал монастырь ста монахинь, которые никогда не мыли ноги. Бременский епископ Войцех, по свидетельству биографа, умерщвлял себя тем, что… просто не мылся.
Но омовения остались в обряде крещения. Вплоть до III века н.э. люди крестились в водах естественных водоемов, а позже для этой цели стали строить отдельные баптистерии Иоанна Крестителя. Постепенно нестерпимость раннего средневековья сменилось более терпимым отношением к водным процедурам. Купание стало обязательным перед посвящением в рыцарское звание и предваряло коронацию королей. В монастырях каждому переступающему порог святыни предлагали очистить тело от земной скверны теплой водой и мылом.
В Бельгии бани стали своеобразным клубом, куда собирались сливки общества. Этикет обязывал купаться вместе с приглашенными особами. Ни одна свадьба сколько-нибудь состоятельных бельгийцев не обходилась без визита в баню. До конца XVI века бани играли существенную роль в бытовой культуре немцев. Бадштубе в Германии столько же значили для горожан, сколько термы в Древнем Риме.
В 1415 г. в городе Баден, принадлежавший тогда Швейцарии, папа Иоанна XXII флорентиец Поджи. В своих записках он отмечал, что люди, принимающие ванны в Бадене брызжут здоровьем. Немудрено, что Баден становится одним из самых привлекательных курортов Европы.
На пороге Возрождения время общественных бань кончается. Немало этому способствовали врачи, которые всюду твердили, что бани вредят здоровью. На самом деле они попросту хотели избавиться от многочисленных конкурентов в лице брадобреев и лекарей при банях, которые оказывали там разные фельдшерские услуги — пускали кровь, ставили банки и т.д. Церковь усердно проклинала публичные бани как рассадник разврата. Может быть, нравственность от этой пропаганды и выиграла, но гигиена решительно проиграла. Парные бани были вытеснены итальянской модой, которая вместо основательного мытья водой предлагала натираться пахучими маслами и кремами. А вскоре распространилось мнение, что порядочные женщины вообще не должны мыться. Чтобы понравиться, барышни предпочитали орошать себя духами, дабы избавиться от дурного запаха, чем еще успешнее отвращали потенциальных поклонников.
Известно, что французский король Людовик XIV прибегал к теплой воде исключительно в лечебных целях, купался же разве что в реке. Примеру монарха начал подражать и двор. Граф де Рессэ писал с иронией: «Наш друг Эльзар де Сабран по части гигиены усиленно старался сравняться с королем, который никогда не мылся, а лицо очищал кусочком ваты, смоченной в винном спирте». Однажды граф признался с подкупающим простодушием: «Как это странно, что руки приходится мыть так часто, а ноги — никогда!».
В XVIII в. в королевских дворцах и замках магнатов стали строиться ванные комнаты. Они больше напоминали залы для пышных приемов, чем помещения для водных процедур. Особенно любовью к чистоте отличалась французская королева Мария Антуанетта. Воспитанная в строгих правилах, она купалась в наглухо застегнутом фланелевом платье, а, выходя из воды, приказывала держать перед ней простыню, чтобы слуги не могли ее лицезреть.
История оставила нам немало легенд, связанных с процедурой купания. Женщины древнего Коринфа ежедневно погружались на два часа в ванны, наполненные ароматным оливковым маслом. Жена императора Нерона нежилась в бассейне, куда наливали свежее молоко от пятидесяти ослиц. Такую процедуру позволяли себе знатные особы во все времена: Диана де Пуатье, Габриель д`Эстри, мадам де Жанлис. Рафинированные красавицы холили себя в ваннах из миндаля, цветов виноградной лозы, розовых лепестков, сока дыни, молока, выжатого из зеленого овса и льна. «В эпоху Директории мадам Таллье вознамерилась, как-то искупаться в воде с раздавленной клубникой и малиной, да не нашла последовательниц». Своеобразно демонстрировали свою галантность придворные кавалеры. Например, при дворе английского короля Генриха VIII они благовейно пили воду, в которой купалась жена короля Анна Болейн.
В XVIII в. интерес к баням возрождается. Их владельцы соревнуются в изобретательности и богатстве декорирования. Великолепное сооружение, украшенное картинами, бюстами и изящными вазами построил в Париже Дионис, хирург и личный врачеватель Марии-Антуанетты.
Возле Сены возникали бани для простонародья. На берегу реки для этой цели приспособили баржу, а вместо крыши натянули огромный парус. В 1799 г. эту баню разрушил ледоход, и хозяин тут же стал строить вблизи Понт-Неф огромный двухэтажный корабль-баню с галереями, коридорами и отдельными кабинетами. Вокруг корабля, прямо на воде, были сооружены великолепные плавучие сады с кустарниками, деревьями и цветочными клумбами. Встроенная рядом с баней ротонда, регулярно подавала воду в 140 ванн одновременно. Баня работала круглые сутки и очень быстро стала достопримечательностью Парижа, привлекая не только горожан, но и иностранцев.
Позже пришла мода на бани восточные. В Париже открылись китайские и турецкие бани, где к услугам посетителей были парикмахеры, косметологи массажисты и даже тренеры-инструкторы по восточной гимнастике. В банях можно было поиграть в биллиард, бадминтон, пострелять в тире, покачаться на качелях.
В XIX в. банная индустрия переживала рассвет. Если в начале XIX в. знатная англичанка леди Мэри Монтегю могла со смехом рассказывать, как на чье-то замечание относительно волнительной чистоты ее ладоней она возразила: «И это вы полагаете грязь? А чтобы вы сказали, посмотрев на мои ноги!», то в конце XIX в. такая история была бы просто неуместна. В это время не один достойный англичанин не отправлялся в путешествие без собственной ванны.
К концу XIX века бани уже стали нормой повседневного быта в Европе. В Мюнхене, например, собственная баня была почти при каждой школе, и ученики (а обучение было обязательным) один раз в неделю ходили туда бесплатно мыться.

Источники:

  • статья по материалам журнала "Твой стиль" 1999 г.;
  • иллюстрации:

Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы