Урок истории 
Содержание 


Иван III
Шустов Н. "Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани".  Литография XIX в.Второй половине XV века с литературой не очень повезло. Историки уделяли этому периоду не очень много внимания. А между тем это был решающий этап московского периода русской истории эпоха одного из трех великих ускорений дореформенной России. Первое — это борьба со Степью в X-XI вв. и превращение Руси в раннефеодальное европейское государство. Третье — это этап Петра Великого.
Вторая половина XV века была временем расширения московского государства, установления отношения с другими странами. Обветшавшие стены Кремля разобрали и вместо них выросли мощные стены и башни из красного кирпича. Внутри стен появились просторные соборы. Сам великий князь принял титул «государь всея Руси» облачился в златотканые одеяния, Но для осознания возросшего значения Московского государства одного внешнего великолепия было недостаточно. Надо было найти и новые понятия-идеи, в которых отразилась бы и древность русской земли, и ее независимость, и сила ее государей, и истинность ее веры.
Начинает формироваться идеология единого Московского государства (время правления Ивана III и Василия III).
Именно в это время были сформулированы две основные идеи, которые оставались неизменными в течение нескольких столетий: идеи богоизбранности и независимости Московского государства.
В 70-е — 80-е годы произошел целый ряд важнейших для русской государственности событий. В 1478 г. был присоединен Новгород, в 1485 г. — Тверь, в 1489 г. — Вятка, что в основном закончило дело почти 2-векого «собирания» северных и восточных русских земель. В 1480 г. пало монголо-татарское иго. Русские послы отправились в далекие страны, в которых привыкли смотреть на русских, как на данников ханов. Иван III и его окружение выдвинули новую внешнеполитическую задачу — присоединить западные и юго-западные русские земли, находившиеся под властью Великого княжества Литовского. Для того, чтобы обосновать свои претензии, Москва громко заявила, что власть свою великий князь получил от бога и княжеских прародителей, владевших в X-XI в. всей русской землей. Именно на это ссылался Иван III, обращаясь в 1472 г. к новгородцам. Мысль о том, что источником великокняжеской власти является воля Господа еще более возвышала великого князя над его подданными. Но «близость к Богу» накладывала на монарха и ряд обязанностей: быть благочестивым, милосердным, заботиться о сохранении православной веры, творить справедливый суд, защищать землю от врагов. Такими и хотел видеть русский народ государей.
Иван III считал себя равным всем правителям и даже императору Священный Римской империи, который тогда признавался первым монархом в Европе. По примеру римской империи он приказал вырезать на своей печати символ власти - увенчанного коронами двуглавого орла. По европейским образцам был составлен и великокняжеский титул: «Иоанн, Божиею милостию государь всея Руси и великий князь Володимирский, и Тверской, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Югорский, и Вятский, и Пер-мякский, и Болгарский и иных».
Иван III При дворе начали вводиться пышные церемонии. Своего внука Дмитрия Иван III венчал на великой княжне по новому торжественному обряду, напоминавшему обряды венчания византийских империй. Так, во второй половине XV в. в Москве создавался новый образ великого князя — сильного и полновластного «государя всея Руси», равного по своему достоинству императорам. В последние годы жизни или вскоре после смерти Ивана III было написано «Сказание о князьях Владимирских», в котором род русских князей был связан с самим царем «всея вселенные» Августом — императором, правившем в Риме с 27 г. до н.э. по 14 г. н.э. У этого императора, говорилось в «Сказании» был некий «сродник» по имени Прус, которого он послал правителем на «берега Вислы-реки в г.Мальборк, и Торунь, и Хвоини, и преславный» Гданьск, и во многие другие города по реке, называемый Неманом и впадающий в море. И жил Прус очень много лет, до четвертого поколения, и с тех пор зовется это место Прусской землей». А у Пруса был потомок Рюрик. Этого-то Рюрика и позвали новгородцы к себе на княжение. А от него и пошли все русские князья. А далее сказание повествует о том, что в XII в. в древние царские права русских князей были особо подтверждены византийским императором Константином Мономахом, приславшим великому князю киевскому Владимиру (1113-1125 тт.) знаки императорской власти — крест, драгоценный «венец» (корону), сердоликовую чашу императора Августа. «И с тех пор, — гласит «Сказание», — великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси: С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда становится на великое княжение русское». Конечно, достоверность этого предания сомнительна, но в XVI в. оно сделалось важным звеном официальной идеологии. Именно на него ссылался Иван IV, добиваясь признания за собой царского титула.
Центром, где создавалась новая идеология, была Москва, но постепенно идея, что Россия призвана сыграть в истории особую роль стала распространяться по всей стране. Монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей в послании великому князю Василию III писал, что Россия — последняя стана, где сохранилась истинная православная вера в своем первоначальном, неиспорченном виде. В начале чистоту веры сохраняя Рим, но постепенно вероотступники замутили чистый источник. На смену Риму пришел Константинополь, столица Византии — «второй Рим». Но и там от истинной веры отступили, согласившись на объединение с католической церковью в 1439 г. А в 1453 г. за этот грех Константинополь был наказан (предан в руки турок).
«Третьим» и последним «Римом» и центром мирового православия с тех пор стала Москва. Но монах Филофей не призыва с помощью меча привести все христианские земли под власть Москвы, предназначение великого князя «хорошо урядить свое царство», искоренить в нем несправедливость, немилосердие и обиды. Позднее идея о богоизбранности России стала вехой в развитии русской общественной мысли.
По каким признакам судить нам о реальных «помыслах и чувствах» реальных личностей? Такой признак может быть лишь один: действия этих личностей. Иван III был «разумный самодержец», неутомимый труженик и реалист. Он первым осознал русскую землю не собранием княжеских уделов, а единым великим государством, а русский народ — подданным этого великого государства.

Источники:


Самозванцы в истории
К.Д. Флавицкий "Княжна Тараканова" 1864 Х. м. 245*187Это была, пожалуй, самая веселая пора екатерининского правления. Минувшие войны были победоносны, прославились звонкими именами. Осыпанное милостями дворянство приходило в себя после ужасов пугачевщины... Двор и Петербург жили занятною и кипучею жизнью, в которой великолепие мешалось с убожеством, изысканность с грубостью. Сама императрица, не так давно напуганная размахом стихийного народного движения, теперь могла тоже спокойно развлекаться, умело сочетая дела большой государственной важности с мелкими делами неприглядного придворного фавора. Однако радость ее снова оказалась непродолжительной. В Петербург пришло известие, что в Рагузе (ныне Дубровник) объявилась самозванка, претендующая на русский престол.
Эта молодая, красивая, смелая авантюристка называла себя сестрою Пугачева, дочерью императрицы Елизаветы и ее фаворита Алексея Разумовского, внучкой персидского шаха Мадира, принцессой Азовской и княжна Тараканова — именно под таким именем она вошла в русскую историю.
Кто же такая княжна Тараканова? Как появилась фамилия Тараканова, остается пока неясным, но под этой фамилией известны две княжны: одна — действительно дочь от морганатического брака императрицы Елизаветы с Алексеем Разумовским, вторая — самозванка, происхождения и родителей которой мы не знаем.
Первая родилась в 1744 г. Ее нарекли Августой Тимофеевной. Место рождения неизвестно. Сначала она воспитывалась в семье родственников Разумовских - богатых украинских помещиков Дараганов (не отсюда ли "Тараканова"?), потом ее отправили за границу. В 1785 г. по повелению Екатерины II Августа была привезена в Россию и насильно пострижена в Московском Ивановском монастыре под именем Досифеи. Достоверность принцессы Таракановой — узницы Ивановского монастыря подтверждает ее портрет в монашеском одеянии и надпись: "Принцесса Августа Тараканова, во иноцех Досифея...". Судя по этому портрету, Августа имела сходство с императрицей Елизаветой. Как рассказывают, монахиня Досифея была кроткого нрава и безропотно подчинялась своей участи. Говорят, она имела свидание с Екатериной и беспрекословно согласилась удалиться от света в таинственное уединение, чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев и не быть невинною виновницей государственных потрясений. Содержание ее в обители отличалось особенно строгим режимом. Для нее был выстроен отдельный домик. Никто не мог ее видеть, встречи и разговоры с ней запрещались под страхом сурового наказания. В церковь Досифея ходила редко, по специальному подземному ходу. Вместе с тем эта монахиня имела отдельный и очень изысканный стол. Она получала крупные суммы от тщательно скрываемых лиц, деньги шли на украшение монастыря и для благотворительной раздачи бедным и нищим.
Княжна Тараканова — Досифея умерла в 1810 году. Москва была удивлена ее многолюдными и пышнымиАлексей Орлов похоронами. Досифея была захоронена не в Ивановском монастыре, где она тайной затворщицей провела целых 25 лет, а на кладбище Новоспасского монастыря в усыпальнице рода бояр Романовых, рядом с родственниками царственного дома.
Что касается самозванки, претендовавшей на русский престол, то происхождение ее так и осталось невыясненным. Многие современники называли ее дочерью пражского трактирщика или нюрнбергского булочника, но такая версия маловероятна, поскольку эта женщина отличалась хорошим светским воспитанием, знала французский и немецкий языки, немного говорила по-итальянски и по-английски и не знала польского и русского.
Будущая самозванка появлялась в разных местах и под разными именами. Она прославилась тем, что окружала себя роскошью, весело проводила время, влюбляла в себя мужчин и делала долги. Среди ее женихов были имперский князь Лимбургский (он же герцог Шлезвиг-Голштинский) и Карл Радзивилл, один из лидеров Барской конфедерации, выступившей в защиту древних прав и привилегий польской шляхты.
В декабре 1773 года сомнительная особа объявила себя дочерью императрицы Елизаветы Петровны и претенденткой на русский престол под именем Елизаветы II. Князь Радзивилл и самозванка приняли следующий план: они отправляются в Константинополь к турецкому султану. Оттуда "Елизавета" посылает в русскую армию, находившуюся в турецких владениях, воззвание с призывом свергнуть Екатерину II с престола, который занят ею незаконно. Русской императрицей провозглашается Елизавета II. Станислав Понятовский, ставленник Екатерины II, лишается королевского трона, и Польше возвращаются все земли, отторгнутые при первом разделе.
По пути в Константинополь корабль со свитой "графини" на борту бросил якорь в Рагузе. Здесь у самозванки появились документы, "подтверждавшие" ее права на русский престол. Документы эти представляли собой копии с подложных духовных завещаний Петра I и Елизаветы Петровны, а также выдержки из действительного завещания Екатерины I. "Принцесса" была при этом заверена, что подлинники духовных завещаний на русском языке хранятся в надежных руках.
Из Гаузы "Елизавета" отправила два важных письма. Одно было адресовано турецкому султану. В нем она сообщала о намерениях стать верным союзником Турции. Однако Радзивилл не дал ход этому письму, так как боялся скомпрометировать себя перед султаном и всей Европой. Второе письмо было направлено графу Алексею Орлову-Чесменскому — командующему русским флотом, стоявшим на рейде Ливорно. "Княжна Елизавета" и Радзивилл, используя то, что братья Орловы к тому времени утратили доверие Екатерины II, надеялись привлечь Алексея Орлова и русскую эскадру на свою сторону. Однако Алексей Орлов, напротив, искал повод вернуть себе расположение императрицы. Получив пакет, он немедленно отправил его Екатерине II. Специальный курьер привез ему приказ из Петербурга: "Поймать вклепавшую на себя имя во что бы то ни стало."Командующий русской эскадрой был даже уполномочен подойти с кораблями к Рагузе, потребовать выдачи самозванки и в случае отказа — бомбардировать город.
Обстановка в Рагузе к этому времени (начало 1775 г.) существенно изменилась. Поступило известие о мире между Россией и Турцией. Не было желанного ответа от Алексея Орлова. Радзивилл, разуверившись в успехе задуманного дела, охладел к своей протеже и поссорился с ней. "Княжна" заболела (появились признаки чахотки). Казалось, громкая авантюра подошла к своему концу. Но самозванка была сильной и смелой женщиной. Она обратилась за поддержкой к Ватикану, обещая после своей победы ввести в России католическую веру. Однако это мало что дало. В этот момент Алексей Орлов в письме к "княжне" предложил ей свою руку и обещание возвести ее на русский престол. "Великая княжна Елизавета" поначалу растерялась, а затем не устаяла — согласилась поехать к Орлову. Через 4 дня Орлов встретил самозванку с изысканной почтительностью. Она была приятно поражена внешним видом своего нового покровителя. Граф Алексей Орлов был большой мастер играть в любовь и блестяще сыграл задуманную теперь партию ему было в то время 38 лет, он был красавец и настоящий богатырь. Почти неделю "княжна" утопала в роскоши, опьяненная своей последней любовью. Но стоило ей только появиться на русском корабле, как она тут же была арестована. Так закончился спектакль, хорошо поставленный Алексеем Орловым. Он дорого обошелся казне русской, но то была крупная политическая игра, и она стоила свеч.
По прибытии кораблей в Кронштадт, "княжна" и ее спутники были доставлены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Началось следствие, его вел генерал-губернатор Петербурга фельдмаршал AM. Голицын. При бесконечных допросах арестованных ему так и не удалось установить ни происхождения самозванки, ни намерений ее политических сообщников. Она не считала себя в чем-либо виновной и на исповеди, умирая, покаялась только в своем безнравственном поведении. 4 декабря 1775 года узница знатного, но никому не известного происхождения, скончалась от чахотки.
Но история княжны Таракановой на этом не закончилась. В 1859 г. в журнале "Русская беседа" появилась статья Михаила Логинова о княжне Таракановой; основанная на случаях и легендах. А в 1864 г. в залах Петербургской Академии художников была выставлена картина К.Д.Флавицкого. Художник с исключительной силой запечатлел психологическое потрясение княжны Таракановой в каземате Петропавловской крепости якобы во время наводнения 1777г. Картина имела невиданный успех и получила международную известность. Острый драматический сюжет произведения был создан фантазией художника. Но картина взбудоражила русское общество, она обратила его пристальное внимание на жесткость и беззаконие российских самодержцев. Александр II вынужден был разрешить публикацию документов, относящихся к следствию. Так была открыта русскому народу одна из страниц его истории.

Источники:


Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы