Некоторые аспекты
вопроса прав детей-инвалидов на примере г. Шелехова
Исследовательская
работа Сапроновой Оксаны и Очередько Марины,
группа 7-21. Руководитель Погребняк Т.А.
Наше общество в современных условиях ставит задачу
построения правового государства, основными признаками которого
являются верховенство права, принцип разделения властей, гарантированность
прав человека и высокая правовая культура населения.
Составители журнала хотели бы внести свой посильный вклад в осуществление
этой сложнейшей задачи. В первом номере мы предлагаем читателям
познакомиться с совместным исследованием преподавателя и учащихся
лицея в области прав человека. Целью этой работы явилось освещение
правового положения детей-инвалидов вообще и в городе Шелехове в
частности.
Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного
существования детей как проблему глобальную. Первые шаги к созданию
юридических гарантий прав ребенка были сделаны еще в межвоенный
период. Тогда эта проблема рассматривалась в основном для борьбы
против детского рабства, торговли детьми, эксплуатации несовершеннолетних.
В 1979 году, когда отмечался Международный год ребенка, Комиссия
ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции
о правах ребенка, а 20 ноября 1989 года она была единодушно принята
Генеральной Ассамблеей ООН. Основная идея Конвенции — наилучшее
обеспечение интересов ребенка, его прав на выживание, развитие,
защиту и активное участие в жизни общества.
Конвенция провозгласила ребенка субъектом правовых отношений. Это
означает, что дети должны обладать правами человека сами по себе,
а не благодаря тому, что их интересы представляют родители или опекуны.
Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция подчеркивает,
что дети обладают гражданскими, политическими, экономическими, социальными
и культурными потребностями и правами.
Необходимо отметить, что в Конвенции о правах ребенка в статьях
20-26 содержится перечень прав детей, которые принадлежат к особо
уязвимым категориям, и устанавливается обязанность государства защищать
таких детей; отмечаются права всех детей на медицинскую помощь,
а нуждающихся детей на помощь социальную. Неполноценные в умственном
или физическом отношении дети должны вести достойную жизнь, участвовать
в жизни общества (ст.23). Государства, которые присоединяются к
Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в
отношении детей.
Россия подписала Конвенцию 13 июня 1990 года. Для реализации положений
Конвенции ООН о правах ребенка правительство 23 августа приняло
постановление № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка
(и Всемирной декларации об обеспечении, выживании, защите и развитии
детей)". В России действует Федеральная программа "Дети
России", в которую входят программы "Дети-инвалиды ",
"Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля",
"Планирование семьи" и другие. Постановлением Российского
правительства в августе 1993 года была создана комиссия по координации
работы, связанной с семейным кодексом, который впервые закрепил
права детей в специальном разделе. В целях формирования единой государственной
политики разрабатывается Национальный план действий в интересах
РФ.
Вместе с тем, в нашей стране правовое положение детей-инвалидов
не определено отдельными нормативными
актами. С июля 1995 г. действует Федеральный закон о социальной
защите инвалидов вообще. Закон определил государственную политику
в области социальной защиты инвалидов в РФ. Цель закона —
обеспечение инвалидам равных прав с другими детьми. Закон в главах
1,2, 3 определяет понятие «инвалид», понятие социальной защиты инвалидов,
понятие медико-социальной экспертизы и понятие реабилитации инвалидов.
Под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных
государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих
инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности.
Каковы они?
• Медицинская помощь, бесплатная или на льготных условиях (ст. 13);
• инвалидам дошкольного возраста создаются условия для пребывания
в детских дошкольных учреждениях, социально-бытовых учреждениях,
как общего типа, так и специальных;
• воспитание, обеспечение доступа инвалидов к информации, специальной
литературе, аудиозаписи, грамзаписи, видеозаписи, системе сурдоперевода
специальных программ (ст. 14);
• обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной
инфраструктуры: согласно ст. 15 не допускается планировка и застройка
городов, а также разработка и производство транспортных средств
общего пользования без приспособления их для доступа к ним инвалидов
и использования их инвалидами;
• обеспечение инвалидов жилой площадью: инвалиды имеют право на
дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты; жилые помещения,
занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями;
дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального
обслуживания являются сиротами или лишенные попечительства родителей,
по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилым помещением вне очереди;
инвалидам и семьям имеющим детей-инвалидов, предоставляются скидки
не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а также
предоставляется право на первоочередное получение земельного участка
(ст. 17);
• обучение детей-инвалидов осуществляется, как в общеобразовательных
учреждениях, так и на дому, по полной или индивидуальной образовательной
программе (ст. 18 и ст. 19);
• при приеме на работу определяются условия труда, права, обязанности,
ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
(ст. 20 и ст. 26);
• материальное обеспечение инвалидов: денежные выплаты по различным
основаниям (ст. 27); обслуживание: органы местного самоуправления
создают специальную службу социального обеспечения инвалидов; право
на изготовление протезно-ортопедических изделий за счет средств
федерального бюджета; обеспечение средствами телекоммуникаций при
50% скидки за пользование ими (ст. 28);
• санаторно-курортное лечение инвалидов: инвалиды и дети-инвалиды
имеют право на санаторно-курортное лечение на льготных условиях
(ст. 29);
• транспортное обслуживание инвалидов: право бесплатного проезда
на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного
сообщения, а также инвалидам предоставляется 50% скидка на междугородных
линиях на воздушных, железнодорожных, речных, автомобильного транспорта;
предоставляется право бесплатного проезда (один раз в год к месту
лечения и обратно).
На начало 1998 г. в Шелеховском районе насчитывалось 209 детей-инвалидов.
Их инвалидность обусловлена разнообразными заболеваниями. Районная
детская поликлиника располагает следующими сведениями о детях-инвалидах
г.Шелехова и Шелеховского района до 16 лет:
Дети-инвалиды
Шелеховского района реально пользуются следующими правами:
• медицинская помощь на льготных условиях;
• социальные пособия;
• дополнительная жилая площадь;
• санаторно-курортное лечение;
• бесплатный проезд на всех видах транспорта, в том числе на 50%
скидку. При оплате проезда к месту лечения ребенка инвалида;
• образование по индивидуальной программе;
• освобождение от выпускных и переводных экзаменов;
• обеспечение техническими средствами в соответствии с медицинскими
показаниями;
• пребывание в дошкольных учреждениях общего типа и специальных
дошкольных учреждениях;
• социальные пособия: детям-инвалидам до достижения 16 лет (от 200
до 300 рублей);
• льготы по налогам.
В нашем городе осуществляется Программа естественного оздоровления
ребенка. С целью оздоровления и адаптации детей-инвалидов среди
сверстников в г.Шелехове в 1995 году создан лагерь для детей-инвалидов
при содействии городского клуба "Наследники"
Сапижева Михаила Николаевича.
В палаточном лагере происходит самоутверждение детей в борьбе со
своими слабостями и недугами. Силы для этого они черпают в общении
друг с другом. От восхода до заката солнца ребята заняты интересными
делами. Купание в Байкале, солнечные ванны, подготовка и участие
в различных спортивных, театрализованных, интеллектуальных состязаний,
ночные костры с песнями и увлекательными походами. Лагерь стал неотъемлемой
частью этих детей, здесь создана теплая атмосфера взаимопонимания,
при которой ребята забывают о своих проблемах и комплексах.
Для проведения лагеря Байкал с живописными бухтами, контрастными
уголками природы был выбран не случайно. Его климатографическое
положение, особый байкальский водно-терапевтический и энергетический
эффекты оказывают положительное воздействие на организм больных
детей.
На сегодняшний день работа клуба "Наследники"
и реабилитационного лагеря не ограничивается только летним сезонам:
устанавливаются связи с другими регионами страны, организуется обмен
опытом по обеспечению нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов,
идет поиск новых форм работы. Свою деятельность ребята и взрослые
демонстрируют на самых разнообразных выставках. Клуб "Наследники"
и Реабилитационный лагерь в 1997 г. был принят в Международное содружество
лагерей. Но самое главное, что дети-инвалиды г.Шелехова получили
возможность преодолеть вызванное недугами ограничения жизнедеятельности,
почувствовать свою сопричастность ко всему происходящему в мире.
Конечно проблемы есть:
• недостаточное финансирование;
• слабая информированность детей-инвалидов и их родителей о своем
правовом положении;
• низкий уровень социальной поддержки.
Выявляя проблемы в вопросе прав детей-инвалидов, можно выделить
модули новой инфраструктуры. Поддержка семьи, включающей детей-инвалидов,
должна носить комплексный характер при участии учреждений детского
здравоохранения, образования, социальных услуг. Во всем мире существует
опыт надомной поддержки, когда специалисты помогают родителям ребенка-инвалида
получить доступ к специальным услугам (медицинским, социальным,
финансовым) и дают полезные советы по улучшению методов воспитания
и тем самым сокращают опасность отказа от детей. Таким образом поддержка
семьи в нашей стране и в г. Шелехове в том числе нуждаются в следующих
услугах:
• индивидуальные консультации и советы для родителей;
• лечебная помощь;
• консультации и советы для детей;
• специальные финансовая помощь;
• юридические консультации и поддержка;
• консультации по льготам и ведению бюджета;
• обучение методам воспитания детей;
• семейные центры;
• услуги "временного" воспитания;
• услуги по размещению в неродные семьи.
"Временное" воспитания и воспитание в неродной семье —
это новые для нас социальные услуги.
"Временное" воспитание — вспомогательная услуга,
нацеленная на краткосрочное облегчение жизни родителей, выполняющие
постоянные и сложные обязанности по уходу за ребенком-инвалидом;
предусматривает непродолжительное проживание ребенка в чужой семье.
Воспитание в неродной семье позволяет детям-инвалидам, лишенным
родителей обрести семью и полноценное воспитание. Весь спектр предлагаемых
услуг должен быть осуществлен при активном участии государственных
учреждений и органов местного самоуправления, общественных организаций
и каждого из нас.
Наши иллюстрации:
|