Наше исследование 
Содержание 


Некоторые аспекты вопроса прав детей-инвалидов на примере г. Шелехова
Палаточный лагерь "Долина" для детей с ограниченными возможностямиИсследовательская работа Сапроновой Оксаны и Очередько Марины, группа 7-21. Руководитель Погребняк Т.А.

Наше общество в современных условиях ставит задачу построения правового государства, основными признаками которого являются верховенство права, принцип разделения властей, гарантированность прав человека и высокая правовая культура населения.
Составители журнала хотели бы внести свой посильный вклад в осуществление этой сложнейшей задачи. В первом номере мы предлагаем читателям познакомиться с совместным исследованием преподавателя и учащихся лицея в области прав человека. Целью этой работы явилось освещение правового положения детей-инвалидов вообще и в городе Шелехове в частности.
Человечество постепенно осознает проблему обеспечения достойного существования детей как проблему глобальную. Первые шаги к созданию юридических гарантий прав ребенка были сделаны еще в межвоенный период. Тогда эта проблема рассматривалась в основном для борьбы против детского рабства, торговли детьми, эксплуатации несовершеннолетних. В 1979 году, когда отмечался Международный год ребенка, Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка, а 20 ноября 1989 года она была единодушно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Основная идея Конвенции — наилучшее обеспечение интересов ребенка, его прав на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.
Конвенция провозгласила ребенка субъектом правовых отношений. Это означает, что дети должны обладать правами человека сами по себе, а не благодаря тому, что их интересы представляют родители или опекуны. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция подчеркивает, что дети обладают гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными потребностями и правами.
Необходимо отметить, что в Конвенции о правах ребенка в статьях 20-26 содержится перечень прав детей, которые принадлежат к особо уязвимым категориям, и устанавливается обязанность государства защищать таких детей; отмечаются права всех детей на медицинскую помощь, а нуждающихся детей на помощь социальную. Неполноценные в умственном или физическом отношении дети должны вести достойную жизнь, участвовать в жизни общества (ст.23). Государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей.
Россия подписала Конвенцию 13 июня 1990 года. Для реализации положений Конвенции ООН о правах ребенка правительство 23 августа приняло постановление № 848 "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка (и Всемирной декларации об обеспечении, выживании, защите и развитии детей)". В России действует Федеральная программа "Дети России", в которую входят программы "Дети-инвалиды ", "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Планирование семьи" и другие. Постановлением Российского правительства в августе 1993 года была создана комиссия по координации работы, связанной с семейным кодексом, который впервые закрепил права детей в специальном разделе. В целях формирования единой государственной политики разрабатывается Национальный план действий в интересах РФ.
Вместе с тем, в нашей стране правовое положение детей-инвалидов не определено отдельными нормативными"Долина на Малом море актами. С июля 1995 г. действует Федеральный закон о социальной защите инвалидов вообще. Закон определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ. Цель закона — обеспечение инвалидам равных прав с другими детьми. Закон в главах 1,2, 3 определяет понятие «инвалид», понятие социальной защиты инвалидов, понятие медико-социальной экспертизы и понятие реабилитации инвалидов. Под социальной защитой инвалидов подразумевается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности. Каковы они?
• Медицинская помощь, бесплатная или на льготных условиях (ст. 13);
• инвалидам дошкольного возраста создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях, социально-бытовых учреждениях, как общего типа, так и специальных;
• воспитание, обеспечение доступа инвалидов к информации, специальной литературе, аудиозаписи, грамзаписи, видеозаписи, системе сурдоперевода специальных программ (ст. 14);
• обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры: согласно ст. 15 не допускается планировка и застройка городов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования без приспособления их для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами;
• обеспечение инвалидов жилой площадью: инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты; жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями; дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания являются сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилым помещением вне очереди; инвалидам и семьям имеющим детей-инвалидов, предоставляются скидки не менее 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а также предоставляется право на первоочередное получение земельного участка (ст. 17);
• обучение детей-инвалидов осуществляется, как в общеобразовательных учреждениях, так и на дому, по полной или индивидуальной образовательной программе (ст. 18 и ст. 19);
• при приеме на работу определяются условия труда, права, обязанности, ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов (ст. 20 и ст. 26);
• материальное обеспечение инвалидов: денежные выплаты по различным основаниям (ст. 27); обслуживание: органы местного самоуправления создают специальную службу социального обеспечения инвалидов; право на изготовление протезно-ортопедических изделий за счет средств федерального бюджета; обеспечение средствами телекоммуникаций при 50% скидки за пользование ими (ст. 28);
• санаторно-курортное лечение инвалидов: инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение на льготных условиях (ст. 29);
• транспортное обслуживание инвалидов: право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, а также инвалидам предоставляется 50% скидка на междугородных линиях на воздушных, железнодорожных, речных, автомобильного транспорта; предоставляется право бесплатного проезда (один раз в год к месту лечения и обратно).
На начало 1998 г. в Шелеховском районе насчитывалось 209 детей-инвалидов. Их инвалидность обусловлена разнообразными заболеваниями. Районная детская поликлиника располагает следующими сведениями о детях-инвалидах г.Шелехова и Шелеховского района до 16 лет:

"Долина" на севере Байкала Дети-инвалиды Шелеховского района реально пользуются следующими правами:
• медицинская помощь на льготных условиях;
• социальные пособия;
• дополнительная жилая площадь;
• санаторно-курортное лечение;
• бесплатный проезд на всех видах транспорта, в том числе на 50% скидку. При оплате проезда к месту лечения ребенка инвалида;
• образование по индивидуальной программе;
• освобождение от выпускных и переводных экзаменов;
• обеспечение техническими средствами в соответствии с медицинскими показаниями;
• пребывание в дошкольных учреждениях общего типа и специальных дошкольных учреждениях;
• социальные пособия: детям-инвалидам до достижения 16 лет (от 200 до 300 рублей);
• льготы по налогам.
В нашем городе осуществляется Программа естественного оздоровления ребенка. С целью оздоровления и адаптации детей-инвалидов среди сверстников в г.Шелехове в 1995 году создан лагерь для детей-инвалидов при содействии городского клуба "Наследники" Сапижева Михаила Николаевича.
В палаточном лагере происходит самоутверждение детей в борьбе со своими слабостями и недугами. Силы для этого они черпают в общении друг с другом. От восхода до заката солнца ребята заняты интересными делами. Купание в Байкале, солнечные ванны, подготовка и участие в различных спортивных, театрализованных, интеллектуальных состязаний, ночные костры с песнями и увлекательными походами. Лагерь стал неотъемлемой частью этих детей, здесь создана теплая атмосфера взаимопонимания, при которой ребята забывают о своих проблемах и комплексах.
Для проведения лагеря Байкал с живописными бухтами, контрастными уголками природы был выбран не случайно. Его климатографическое положение, особый байкальский водно-терапевтический и энергетический эффекты оказывают положительное воздействие на организм больных детей.
На сегодняшний день работа клуба "Наследники" и реабилитационного лагеря не ограничивается только летним сезонам: устанавливаются связи с другими регионами страны, организуется обмен опытом по обеспечению нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов, идет поиск новых форм работы. Свою деятельность ребята и взрослые демонстрируют на самых разнообразных выставках. Клуб "Наследники" и Реабилитационный лагерь в 1997 г. был принят в Международное содружество лагерей. Но самое главное, что дети-инвалиды г.Шелехова получили возможность преодолеть вызванное недугами ограничения жизнедеятельности, почувствовать свою сопричастность ко всему происходящему в мире. Конечно проблемы есть:
• недостаточное финансирование;
• слабая информированность детей-инвалидов и их родителей о своем правовом положении;
• низкий уровень социальной поддержки.
Выявляя проблемы в вопросе прав детей-инвалидов, можно выделить модули новой инфраструктуры. Поддержка семьи, включающей детей-инвалидов, должна носить комплексный характер при участии учреждений детского здравоохранения, образования, социальных услуг. Во всем мире существует опыт надомной поддержки, когда специалисты помогают родителям ребенка-инвалида получить доступ к специальным услугам (медицинским, социальным, финансовым) и дают полезные советы по улучшению методов воспитания и тем самым сокращают опасность отказа от детей. Таким образом поддержка семьи в нашей стране и в г. Шелехове в том числе нуждаются в следующих услугах:
• индивидуальные консультации и советы для родителей;
• лечебная помощь;
• консультации и советы для детей;
• специальные финансовая помощь;
• юридические консультации и поддержка;
• консультации по льготам и ведению бюджета;
• обучение методам воспитания детей;
• семейные центры;
• услуги "временного" воспитания;
• услуги по размещению в неродные семьи.
"Временное" воспитания и воспитание в неродной семье — это новые для нас социальные услуги.
"Временное" воспитание — вспомогательная услуга, нацеленная на краткосрочное облегчение жизни родителей, выполняющие постоянные и сложные обязанности по уходу за ребенком-инвалидом; предусматривает непродолжительное проживание ребенка в чужой семье.
Воспитание в неродной семье позволяет детям-инвалидам, лишенным родителей обрести семью и полноценное воспитание. Весь спектр предлагаемых услуг должен быть осуществлен при активном участии государственных учреждений и органов местного самоуправления, общественных организаций и каждого из нас.

Наши иллюстрации:


Главная Содержание Карта сайта Гостевая книга Авторы